Военно-морская байка об истории создания лингвистического робота TSL-23A с популярным описанием назначения и свойств оного.
назад

СПРАВКА. Тяжёлый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов".

тут и происходила наша история Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т.:
        полное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70500
        стандартное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55000
Габариты, м.:
        длина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304,5
        ширина по КВЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38,0
        осадка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10,5
Ширина полётной палубы, м.:. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75,0
Мощность ПТУ, л.с.: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 х 50000
Скорость хода, уз.:
        максимальная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32,0
        экономическая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18,0
Дальность плавания экономическим ходом, миль: . . . . . . . 8000
Количество самолётов, шт.: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Количество вертолётов, шт.: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Запас авиационного топлива, т.: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2500
Экипаж, чел.: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 1980
        в том числе офицеров, чел.: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 520


        Авианосец "Адмирал Кузнецов". Наши дни.

        - Слушай, Алексей, у меня тут вопросец возник... - сказал адмирал, шурясь от солнца, пробивающегося сквозь антенны локаторов.

        На этот раз океан не штормило. Лишь ветер иногда бросал чаек почти что на уровень верхней палубы, и они кричали, пронзительно и резко, смешивая свои голоса с шумом океана.

        - А в чём дело, Иван Петрович? - спросил я, доедая сочный, только что приготовленный в недрах авианосца шашлык. - Спрашивайте, таащ адмирал. Какой вопрос?

        - Тут, короче, такое дело. Мои обормоты совсем не хотят учиться. Посмотрел как-то раз на их успеваемость - одни трояки. Спрашиваю их, ну разве так можно? Внуки адмирала имеют тройки по английскому! Хорошо еще, что не двойки! А они в ответ: в школе нам преподают, как будто мы учимся в институте благородных девиц, всё чинно-благородно, по учебникам, но всё это ужасно скучно и не интересно. Сам знаешь, они у меня сорванцы, Лёша. В бой рвутся, а не скучные книжки зубрить... У тебя голова умная, может подскажешь, что тут сделать можно?

        - Хм... Вопрос, конечно, интересный... - на минуту я задумался. Адмирал спокойно ждал, потягивая пиво. Его взгляд привычно скользил по береговой линии островов, по редким случайным судам, проходящим в нескольких кабельтовых от нас, по палубе, на миг задерживаясь на каких-то важных деталях корабельного хозяйства.

        - Иван Петрович, я думаю, ситуация всё-таки разрешима. Такие проблемы возникают, наверное, у всех. Себя помню в молодости - ни до какой учебы дела не было. И никакого особого интереса к языку у меня не было.

        - Ну так что же ты придумал?

        - Ну я подумал, надо использовать классику: принцип "Не знаешь - научим, не хочешь - заставим!".

        - Предлагаешь пороть их ремнём? Так вроде взрослые уже. Да и времена уже не те.

        - Нет, конечно же нет! Просто я тут недавно смотрел фильм, "Ответный ход" называется. Вот и подумалось... Вы, наверное, его видели - про десант, про морпехов, наш фильм. Ну так вот, там два морпеха сидели точно так же, как мы сейчас, но не за столиком, а у колёс боевого вертолёта, и перебрасывались фразами на английском. Ну типа, "хау ду ю ду", где ракетная шахта, и всё такое. Практиковались в знании языка потенциального противника...

        - Да, конечно, помню. Неплохой фильм. Ну, и куда ты клонишь? - морской волк повернулся ко мне и выпустил клуб дыма из своей старинной, ручной работы, трубки. Я встретился с его пронзительным взглядом.

        - А очень просто, товарищ адмирал. Надо просто вбить английский в голову и всё. Через всякие "не могу" и "не хочу". Как у нас это делается.

        - Что-то я тебя не пойму. Ты же сам знаешь, выучить английский язык - вещь сложная, тут одним принуждением не обойдешься. Если ума или способностей к этому нет, так как человека "научишь и заставишь"? Это ведь не скорострельное орудие чистить и снаряды перетаскивать. Нет, тут нужно что-то умное придумать, Алексей.

        - Так я и придумал! Я могу сделать робота, который бы "вбил" в голову несколько тысяч английских слов. Любому человеку, хочет он этого или нет. И пофигу, какие у него способности и подготовка. Вот смотрите, - я пододвинул салфетку и взял авторучку. - Это примерная схема. Я делаю диск, который можно посмотреть на обычном дивидишнике или компе, просто посмотреть как обычный фильм. Делаю всё это специально без всяких наворотов и сложностей, чтоб человек мог практиковать в любых условиях: стресс, усталость, минимум времени и всё такое. Вот это - экран, видите? Тут все наши аглицкие буковки будут. На каждую букву повесим пару-тройку сотен английских слов. Выбираешь нужную - и тебе, как в словаре, на экране дается написание и произношение.

        - Так-так, понимаю... Да ты рассказывай, не стесняйся.

        - Ну так я уже почти всё рассказал, Иван Петрович. Человек просто включает телевизор или компьютер, вставляет в проигрыватель диск и смотрит на экран, всё как в кино. Только кино это долгое, наверное, часов на 10-20 будет. Если всё сразу смотреть - устанешь. Поэтому я разобью все на 15-минутные отрывки, чтоб удобно было. Устал человек - всё выключил. На следующий день снова включил. И так, если каждый день смотреть "моё лингвистическое кино" хотя бы минут по 15, рано или поздно всё и запомнишь. Как вам моя идея, товарищ адмирал?

        Иван Петрович молчал, видимо, тщательно обдумывая мои слова, и я продолжил.

        - Ну а дальше уже дело техники. Когда знаешь не десяток, и даже не сотню, а несколько тысяч слов, как они пишутся и как произносятся, можно легко выучить и весь остальной язык. Тут главное зацепиться. Помните учения, когда морская пехота высаживается на берегу и захватывает плацдарм? Тут то же самое. Главное - пробить стену, первоначально закрепиться. Вот мой робот такое и сделает, но только в отношении английского языка. А потом уже терпение и труд всё перетрут. Ты, главное, диск включи и на экран посматривай, и делай это каждый день хотя бы минут по 15. Сам не заметишь, как всё выучишь!

        Я перевёл дыхание. Адмирал сосредоточенно кусал спичку, изучая мои наброски на салфетке. Наконец, он поднял взгляд на меня. В его глазах светился ум и ещё что-то трудноуловимое, почти мальчишеское. А может, просто солнце так отражалось в его глазах...

        - Ну что ж... По-моему, ты дело говоришь. Идея "захвата плацдарма", я думаю, стоящая. Такое почти во всех житейских делах происходит, а не только в военных. И тут должно сработать. А уж если на моих внуках сработает, то и на всех моих моряках уж точно. Такие же сыны они мне, Лёша. И им тоже не мешало бы подучиться.

        Я молчал, смущённо ковыряясь в тарелке. Идея была, и в самом деле, классная, но уж если сам Иван Петрович одобрил... Адмирал, между тем, продолжил говорить.

        - Мыслишь ты правильно. У нас тут не колледж и не институт благородных девиц, а боевой корабль Военно-морского флота. Учителей и репетиторов, которым ещё надо заплатить уйму денег, у нас тут нет и не будет, да и не приживутся они... Да, ты прав: нам нужно что-то кондовое. Что-то, не зависящее от условий, надёжное и эффективное, как автомат Калашникова. В общем, не зря я этот разговор затеял, спасибо тебе. Бери тему в разработку...

        Ярко светило солнце. Свежий ветер, насыщенный запахом Тихого океана, где-то в солнечной вышине весело и беззаботно играл с андреевским флагом. Два человека на палубе огромного авианесущего крейсера продолжали свой неторопливый разговор...




(с) Alexey A. Anoshin, 2011. Сайт разработчика: www.mathart.ru